Об одной из двух бед

Об одной из двух бед

Старая Русса – город небольшой, но очень древний. Лучшего места для изучения истории русской провинции, пожалуй, не сыщешь. Провинции со всеми её достоинствами и недостатками... Как известно, в России две беды, и с течением времени они неизменны. Правда, сравнить количество людей, не обременённых интеллектом, сейчас и лет сто назад довольно сложно, и вообще это тема скользкая, а вот поговорить о дорогах, а заодно и о транспорте в городе и сопоставить его с тем, что возил рушан в XIX - начале XX века можно.

В начале XX века многие путешественники сравнивали Старую Руссу с лучшими европейскими курортами, отмечая, что наш город мало в чём им уступает. Однако некоторые проблемы всё-таки были…

«Наш отец города, вероятно, пользуется аэропланом, а потому до мостовых ему нет дела, а тут, как на грех, прибыл на лето довольно крупный домовладелец, чтобы отдохнуть после бурной петербургской жизни. Пробираясь к дому, он имел неосторожность, проездом, по "непроходимому болоту", - Петербургской улице, откусить язык и утопить все баулы, коробки и чемоданы в грязи», - повествует старорусская газета «Искорка» (№13 от 1 мая 1907 года).

Городской транспорт в конце XIX века существовал в виде извозчиков, которых можно было нанять на стоянках, находящихся в определённых местах города, например, около Живого моста или входа на курорт.

«У извозчиков была своя такса: во всякий конец города от центра - 20 копеек, а до вокзала уже 30 коп.»

Также в Руссе было и несколько почтовых станций. Одна из таких станций находилась на Петербургской улице и принадлежала Павлу Яковлевичу Звереву. Экипажи Зверева были дороже остальных, но лучше. А ещё он владел эксклюзивом: только у него тогда можно было нанять карету, которая, по понятным причинам, стоила в два раза дороже стандартного экипажа. 

«Вообще, русская непредприимчивость с одной стороны и халатность с другой - ярко сказались в Руссе на извозном промысле. Несмотря на частые дожди, у извозчиков нет верхов, а содержатели парных экипажей, наживающие большие деньги, не могут завести что-нибудь получше существующих рыдванов».

----------------------------------------------
По книге Александра Васильевича Круглова «Спутник для едущих на Старорусские минеральные воды» (Санкт-Петербург, 1895 год). 

Звучит забавно, хоть и немного грустно, но слово «рыдван» очень подходит некоторым авто нынешних старорусских таксистов. К счастью для нас, за последнюю сотню лет в России внедрили правила дорожного движения, а тем «любителям древности» кто утверждает, что «раньше всё было намного лучше», стоит почитать прессу тех лет и убедиться в том, что многое из того, что мы считаем обыденным и естественным, в том самом «раньше» оставалось заветной мечтой.

 «Известная нам лично дама рассказала такой случай: 1 июня в 9 часов утра она шла с базара по так называемому Живому мосту, с прислугою, несшую на плече корзину с провизией. Когда они стали переходить мост, на них налетел мчавшийся во весь опор ломовой извозчик. Шедшая без всякой ноши дама успела отскочить, а прислуга была сшиблена с ног, попала под колёса телеги и получила ушибы всего тела и растяжение жил на правой ноге, так что теперь едва ходит.
Задержать извозчика не удалось, так как постового городового на своём месте не было. Спрашивается, имеет ли право ломовой извозчик гнать в карьер по мосту и, при виде встречных, не задерживать ход своего скакуна, как полагается, а наоборот ещё подбодрять его кнутом? Правда, он крикнул "Поберегись!", но тогда, когда бедная прислуга была уже под телегой».

----------------------------------------------
Из газеты "Искорка" №21 от 10 июня 1907 года. 

Времена меняются. Сейчас Старая Русса - это город вполне безопасный как для пешеходов, так и для автолюбителей. Извозчиков сменили таксисты и водители автобусов. Город стал древнее ещё на одно столетие. Булыжники на мостовых сменил асфальт, но Русса остаётся местом для нашей страны знаковым и очень привлекательным для путешественников, потому как где ещё, если не в этом маленьком городе, можно по-настоящему узнать русскую провинцию? Добро пожаловать!

В статье использованы материалы группы «Старая Русса: взгляд в прошлое...»

Дата публикации: 03.09.2018
Категория: Новости