Взгляд с Живого моста. Часть 1

Взгляд с Живого моста. Часть 1

Мы переживаем эпоху великих переименований: городам, их улицам и площадям возвращают прежние названия — порой действительно восстанавливая историческую справедливость или возрождая утраченные традиции, а иногда — лишь внося ненужную путаницу. В Старой Руссе поступили по-иному: на табличках с «советскими» названиями дали и новые-старые бывшее наименования — пусть каждый называет, как ему больше нравится. Так, улица Энгельса стала Гостинодворной, как звалась когда-то в дореволюционные времена. Гостиного двора на ней, правда, не сохранилось, но то ли по чистому совпадению, то ли по специальному умыслу единственная в городе гостиница расположилась именно на ней, как бы и сегодня оправдывали имя. А вот центральный мост Старой Руссы через плавную и полноводную Полисть, замедляющую здесь свое течение в предчувствии скорого свидания с Ильмень-озером, всегда звали только Живым. Почему? Никто не знает. Но название это, по-моему, всем очень нравится — и самим обитателям города, и приезжим.

С Живого моста открывается самый красивый и, можно сказать, самый парадный вид на город — на стрелку Полисть и Перерытицы, над которой возвышается кафедральный Воскресенский собор. Тут же, рядом, и Красный берег. В городе много воды: изгибаясь и поворачивая, в Старой Руссе сходятся Полнеть, Порусья с Малашкой и Перерытица, да и другие водные потоки. Недаром в стародавние времена город иногда именовался «Островом». А река Перерытица, чье искусственное происхождение почти не вызывает сомнений, хранит еще и предание об эпизоде борьбы со скандинавами: войска короля Премона долгое время безуспешно пытались взять Руссу. Потеряв немало воинов, Премон решил лишить осажденных пресной воды отводом Порусьи особым каналом. И лишь тогда, по осушенному руслу ворвался в город...

Старая Русса — место красивых, старинных и странных названий. Обитатели города именуют себя вовсе не «старорусцами», а «рушанами». Через город протекает ручей Войе. Да и само название города, каким бы оно простым и русским на первый взгляд ни казалось, окружено загадками, а значит, легендами и гипотезами.

Старая Русса — город действительно старый. Официальная дата его основания, а точнее первого упоминания в летописях, относится к 1167 году. Однако, вполне возможно, что город еще древнее — ровесник Руси, а его имя и дало название нашему государству.

Сбегающие с Валдайской возвышенности — водораздела Волги, Днепра, Западной Двины — и впадающие у Старой Руссы в Ильмень Ловать, Пола и Полисть, были частью того самого, известного каждому еще по школьному учебнику истории, пути «из варяг в греки». Варяжские князья-братья, призванные княжить на Руси, отождествлялись древнейшими русскими летописями с «русью». Варягов всегда было принято считать предками современных скандинавов — они будто были выходцами из района Швеции, зовущегося Руслаген, что и дало финское имя этой страны Руотси, эстонское — Роотси, коми — Роч, и название страны, куда они пришли княжить, — Русь.

Но в Старой Руссе довелось мне услышать и другую трактовку этой истории. С древнейших времен в окрестностях города на соляных источниках добывали соль — «золото» времен раннего средневековья. И «варяги» — это не кто иные, как... варцы соли. Соль здесь именно варили, выпаривая воду. Неслучайно окрестности Старой Руссы — самый «голый» район в этих лесных краях Новгородчины, поскольку многие века древесина шла на нужды солеварен. А соляной промысел звали иногда «русьским». Так вот, варяги были вовсе не пришельцами из Скандинавии, а предками современных рушан.

Кроме Старой Руссы, вокруг Ильменя сохранилось множество селений с корнем «рус» или «рос» в названиях. Да и само озеро Ильмень нередко в далекую старину именовали «Русским морем». Выходит, отсюда пошла земля русская, на которой в 862 году и воцарились варяги — князья-солевары из Старой Руссы. И именно из здешних мест «в греки» шел торговый путь, по которому предки рушан везли свой главный товар — соль. Да и греки тоже не забывали своих северных единоверцев — название реки Полнеть — не что иное, как искаженный греческий «полис», что значит «город». Тот самый город, который в стародавние времена торговал солью и который на сей день стоит на берегах этой реки.

Конечно, это одна из многих гипотез, что родились вокруг загадок нашей истории. Но, попав в Старую Руссу, почему-то очень хочется в нее верить.

Во что трудно поверить, гак это в то, что в 1944 году весь город лежал в руинах, и оставшиеся здания можно было пересчитать по пальцам. Лишь совсем недавно население города достигло 40 тысяч — столько же жителей в нем было перед войной. Центр Старой Руссы избежал участи быть застроенным сплошь типовыми пятиэтажками. А небольшие — в один-два этажа — домики (хоть и советской постройки), обилие зелени и само неспешное, доброжелательное течение здешней жизни словно переносят приезжего на столетие назад.

Источник: Первый познавательный портал  «Вокруг света» 
Фото: интернет

Дата публикации: 06.12.2016
Категория: Статьи